Экспериме́нт Ли́бета — эксперимент в области нейрофилософии, направленный на изучение свободы воли человека. Эксперимент был проведён в 1983 году в Америке пионером исследований в области нейронаук, Бенджамином Либетом. Отправной точкой для эксперимента Либета были эксперименты Уильяма Грея Уолтера и его коллег, а также Ханса Гельмута Корнхубера и Людера Деекке, в которых было показано, что между инициирующей нервной активностью в двигательных центрах коры головного мозга и фактическим движением руки проходит приблизительно одна секунда. С другой стороны, повседневный опыт Либета подсказывал ему, что промежуток времени между сознательным ощущением намерения и фактическим выполнением действия должен быть намного короче. Перед участниками эксперимента была поставлена задача совершить движение пальцем или согнуть запястье, когда у них возникнет такое желание. Испытуемый должен был запомнить положение точки на катодно-лучевом осциллографе в момент, когда у него появляется желание совершить действие, для того, чтобы зафиксировать потенциал готовности. Электромиограф, который прикреплялся с помощью электродов к рукам участников эксперимента, позволял определить точное время сокращения мышц руки. При помощи электроэнцефалографа измерялась активность дополнительной моторной области мозга, которая отвечает за планирование и контроль движений. В ходе следующего ряда экспериментов испытуемым предлагалось запланировать действие на определённый момент, но не совершать его. В результате эксперимента было установлено, что потенциал готовности появляется в первую очередь в двигательных центрах коры головного мозга, и только спустя 250 мс наступает сознательное желание пошевелить пальцем. А через 200 мс электромиографом фиксируется сигнал, исходящий от мышц руки. Таким образом, получается, что мозг примерно на 450 мс опережает сознание. Либет пришёл к выводу, что свобода воли человека существует только после осознания желания, в промежутке 200 мс, в течение которых человек способен наложить так называемое «вето» на побуждение к действию. Это было доказано в следующей серии экспериментов, когда испытуемые не выполняли запланированное на определённое время действие. В этих случаях потенциал готовности всё ещё фиксировался, сигнализируя о том, что действие было запланировано, но не осуществлено. Также в ходе эксперимента было выявлено, что потенциал готовности возникает исключительно при осуществлении свободных сознательных действий. Физиологи к тому времени уже несколько десятилетий знали, что потенциал готовности в мозге возникает за доли секунды до того, как человек производит движение. Предположение Либета о том, что вето происходило непосредственно на сознательном уровне, а не было инициировано бессознательно, не основывалось на экспериментальных результатах. Он утверждал, что альтернативные предположения могут привести к неудовлетворительным выводам о свободе воли. Ссылаясь на запретительную формулировку многих социальных правил («Не следует …»), он считал, что на основе его предположений о сознательном характере вето можно найти место для моральной ответственности человека. Эксперимент Либета - не единственное научное исследование, дающее пищу для споров о свободе воли в контексте нейробиологии, но его простота и наглядность не дают покоя и тем, кто полагает, что принадлежность человека к биологическим существам налагает определенные ограничения на наше волеизъявление, и тем, кто думает, что свобода воли не настолько зависит от биологии. Отчасти удивление, которое вызывают результаты эксперимента Либета, связано с двумя весьма распространенными убеждениями относительно природы ума. Первое из них - это интуитивное ощущение того, что человеческий ум существует отдельно от материального тела. Именно из-за этого дуализма люди склонны представлять себе ум как нечто чистое и абстрактное, не стесненное биологической оболочкой. Второе распространенное убеждение - это уверенность в том, что мы достаточно знаем о собственном уме. Мы верим в то, что возникающее у нас субъективное чувство принятия решений - достоверный источник информации о том, каким именно образом эти решения принимаются. Ум подобен машине: пока он работает без сбоев, мы находимся в счастливом неведении относительно механизмов его функционирования. Лишь столкнувшись с ошибками или противоречиями, мы догадываемся заглянуть под капот. #экспериментЛибета #БенджаминЛибет #нейрофилософия #свободаволи #эксперимент #человек #ум #воля